Нетривиальный ремонт мотособаки

Транспорт охотника
Нетривиальный ремонт мотособаки

Хотел поделиться своим опытом ремонта редких неисправностей мотособаки, которую использую активно уже семь сезонов. Это довольно популярная модель с двигателем Zongshen 15 л. с., вариатором Arctic и гусеницей 500 мм.

В зависимости от задач и условий использую я её как в варианте буксировщика, так и «толкателя» – с передним модулем. Мотособаки собираются примерно из одних и тех же комплектующих, и по каждой в Сети можно найти много сведений и о техобслуживании, и о наиболее частых проблемах, и о способах их устранения. Поэтому я не буду повторять снова, как осматривать и смазывать/менять подшипники катков подвески, регулировать натяжение цепи и гусеницы, выставлять зажигание и т. п. Расскажу о своём опыте, который, видимо, редкий, потому что поломки/неисправности такого типа чаще приводят к замене агрегата либо как минимум к ремонту в мастерской.

Перед новым сезоном я, как обычно, делал большое ТО. В этот раз надо было разобраться с небольшим люфтом, который появился на ведомом вариаторе в конце прошлой зимы. Разобрал, заменил «сухие» подшипники и, так как было время, решил разобрать и смазать ведущий вариатор. Дело в том, что жидкие смазки для втулок сухарей и грузов, которые рекомендуется «пшикать» регулярно, не проникают внутрь. По ощущениям, эффекта от них хватает километров на 20–30, не больше. Поэтому на своей технике я периодически разбираю вариатор и смазываю его специальной смазкой. Такого хватает на сезон и больше. Кстати, с завода на новых агрегатах вариаторы иногда приходят вообще почти сухими, и их надо сразу разбирать, проверять и хорошо смазывать. А в прошлом сезоне в конце зимы я ещё обратил внимание, что вариатор как-то «не так» стал работать. Жёстче, что ли, несмотря на смазку… Сказать, что вибрация появилась – нет, но что-то изменилось. Автолюбители меня поймут.

В общем, разобрал вариатор, Arctic, и обнаружил интересную вещь. Два грузика из трёх перемещаются, как обычно, в пределах полной амплитуды, предусмотренной конструкцией, а один грузик до конца не опускается. Где-то миллиметра на четыре не доходит до нижнего положения. Это получилось из-за выработки и наклёпа в гнезде боковой поверхностью грузика. Из-за чего он возник – вопрос. Вроде угол оси грузика, втулка и всё остальное – как у других двух. Может, сначала попала какая-то посторонняя стружка или мусор, но, в общем, главное, что с таким несимметричным нижним положением грузов всё равно возникал бы дисбаланс и к чему, а главное, когда и где он в итоге привёл бы, гадать не хочется. А так вовремя обнаружил, разобрал крепление – там шплинты, вытащил груз и втулки, убедился, что критического износа нет, смазал, а наклёп срезал напильником и зашлифовал. В итоге всё вернулось на своё место и работать стало как раньше.

Ещё одна неисправность, с которой повозился, была с карбюратором. На моей «собаке» стоит HUAYEI, made in Japan. Стало заливать свечку, и по закону подлости в лесу, да ещё в мороз под –30. Снял крышку, слил отстой, промыл, продул, высушил на горелке свечу, собрал, завёл, проехал километр – снова заливает... Что за ерунда? Повезло, что я вспомнил одно видео про эти карбюраторы: там в поплавковой камере игла, запирающая подачу бензина, имеет резиновое уплотнение.

Оно то ли изнашивается, то ли садится со временем, может, под него попадает какой-то мусор, в общем, игла перестаёт плотно запирать и начинает переливать. Лечится это проще всего растягиванием пружинки под этой иглой. Там стоит пружина, которая толкает вверх эту иглу, и когда вот так по прошествии времени (а у меня эта проблема возникла лет через 6 при больших пробегах) наступает износ, то её достаточно немного растянуть, увеличить усилие, с которым она прижимает эту иглу к гнезду, и она снова будет запирать герметично. Хорошо, что всё это вспомнилось в нужный момент. А изначально – хорошо, что я на досуге нередко просматриваю всякие видео о ремонтах и лайфхаках по снегоходной и вездеходной технике: пригодилось.

Да, ещё по поводу ремонтов в лесу. У меня с собой всегда есть тент от палатки для зимней рыбалки, а часто и сама палатка. Но, в принципе, достаточно и тента. Его накидываешь на «собаку», зажигаешь внутри горелку и газовый фонарь, и ремонтироваться даже в мороз за –30 вполне можно. Один раз так в лесу пришлось ремонтировать прогоревшую прокладку под головкой цилиндра. И под рукой не было ничего, из чего её можно было бы вырезать.

Так-то в подобных случаях кто-то её даже из консервной жести делал – хватало доехать, если сильно не газовать. А у меня с собой, как назло, ничего такого, и запасной прокладки тоже, потому что не так часто случается, чтобы она прогорела, и в ЗИПе её я раньше не возил. Там ещё проблема, что на торцевой поверхности головки и цилиндра нет посадочных мест, прокладка центрируется на винтах, соединяющих головку блока. Если бы были, можно было бы подобрать или вырезать уплотнительное кольцо, близкое к диаметру цилиндра, но ему не на чем будет фиксироваться. Скорее всего, оно бы съехало и толку бы от него не было.

В общем, оставалось попробовать собрать всё просто на герметик. Разобрал всё, снял головку цилиндра с клапанами, зачистил, обезжирил. Нанёс равномерным слоем по всей контактной поверхности герметик, собрал, протянул. Пришлось регулировать клапаны, так как ушёл зазор. Кстати, когда снимаете вот так цилиндр, переворачивать его надо аккуратно, над корытом. Иначе легко потерять сухари толкателей клапанов. Я что-то забыл в тот раз, и один у меня выпал в снег, еле нашёл.

В общем, собранный на герметике мотор завели, ещё раз отрегулировав зазоры на клапанах, чтобы работал помягче. До дома ехать было 43 километра. Я не думал, что доеду, но хотя бы сколько-то проехать уже хорошо. Конечно, старался по полной не газовать, вообще очень плавно и без надрыва работать и ехать только по следу, в пухляк не соваться. Не знаю, повезло мне в итоге или герметик действительно так всегда держит, но вернуться домой хватило. А когда разбирал блок, чтобы поставить штатную новую прокладку, оказалось, что, наверное, хватило бы и ещё на половину того. Вот такой опыт – может, кому пригодится.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2023

1839
Adblock detector